Хочу привести здесь замечательное определение принципиальной разницы между мыслью, как даром, и философией (и даже богословием), как рутиной:
"Мыслитель" бесконечно выше "богослова", "философа". Богословие и философия сильны тем, что дисциплируют процесс думанья и говорения. Но в этом их и слабость: даже не очень умный, вовсе не умеющий мыслить человек при наличии определенного трудолюбия оказывается способен писать связные богословские и философские тексты, выступать на эти темы. Начинает работать круговая порука серости, отшелушивая как совершенно некомпетентных, у которых вообще нечего воспроизводить, так и сверхкомпетентных — тех, кто мыслит, а не только систематизирует или ругается.
свящ. Я. Кротов
Прекрасная по краткости и ясности формула.
Мои дискурсивные тексты я в последнее время стараюсь как можно реже называть философскими. Не хочу лишний раз обижать выпускников философских факультетов. Философия или иначе говоря любомудрие (гр. philosophia - phileo люблю + sophia мудрость) одержима идеей научности... она отчаянно стремилась стать наукой и, кажется, ей это более или менее удалось. Теперь она имеет кафедры, систематическую историю, тщательнейшим образом преподаваемую в многолетнем курсе, имеет профессоров и аспирантов, диссертации и компендиумы...
Phileo + sophia, то есть, собственно, любви и мудрости - вот чего катастрофически не хватает современной философии. Впрочем, любви и мудрости не хватает и миру. Пусть мои тексты хранят связь с софией, этого мне довольно.
|